Обработка древесины временем

 

На одном из форумов я обнаружил такую мысль: ”обработка древесины временем заключается лишь только в постоянном не прекращающемся “досушивании” самого древесного массива”. На том же форуме было высказано сомнение на счёт этой теории. Главным аргументом сомнения служила мысль: “изделие из древесины покрыто лаком, следовательно, ни о каком досушивании речи идти не может”. Тем не менее,  обработка временем продолжается! Старые музыкальные инструменты звучат на много лучше и сочнее новых, старая мебель из древесного массива куда прочнее и надёжней, чем только что выпущенная. Так в чём же дело? Неужели дело лишь только в “досушивании” покрытого лаком древесного массива? А теперь давайте разберёмся по существу – а в чём же, всё-таки заключается секрет обработки древесины временем?

 

На самом деле процесс сушки древесины занимает не так уж много времени, как это принято считать. Небольшой заготовке достаточно всего лишь месяц полежать под батареей для того, что бы потерять всю свою влагу и достичь необходимой степени “высушенности” для дальнейшей обработки.  Тем не менее, древесина ещё слишком “молода” для того, что бы музыкальный инструмент, выполненный из этой заготовки, обрёл всю полноту и сочность резонансного насыщенного звучания “старого” инструмента. Так в чём же, собственно, дело?

 

Всё просто – обработка древесины временем заключается не столько в процессе сушки древесного массива, сколько в процессе кристаллизации содержащихся в древесине смол. Само собой, процесс кристаллизации смол протекает гораздо медленнее, нежели сам процесс сушки и по тому требует куда более продолжительных временных затрат.

 

Но что же, приобретает древесина в процессе кристаллизации содержащихся в ней смол и почему этот процесс так важен? Ответ на этот вопрос прост и очевиден – в процессе перехода древесной смолы в твёрдую кристаллическую форму увеличивается плотность самой древесины. Вследствие чего, возрастает прочность и износостойкость древесного массива. Кроме того, в результате увеличения плотности,  возрастает акустическая резонаторная отдача, которая так важна при изготовлении музыкальных инструментов. Именно по этому, в процессе подготовки древесного массива к дальнейшей обработке, так важен выбор процесса сушки древесины.

 

Теперь давайте рассмотрим подробнее существующие варианты процесса сушки древесного массива. Сразу хочу заметить, что наиболее благоприятным является естественный способ сушки – древесина просто лежит в сухом тёплом, хорошо проветриваемом помещении и постепенно теряет влагу. В романе “Русь изначальная” хорошо описан процесс изготовления копий. Сначала из сухой древесины изготавливается древко копья. Затем, несколько таких заготовок обвязываются верёвкой и подвешиваются над очагом (избы тогда топились “по чёрному”). По истечении пяти лет такого “копчения” древко копья получало свой наконечник. По приданию такие копья отличались удивительной прочностью и долговечностью. В это не трудно поверить, учитывая пятилетний срок выдержки в благоприятных для кристаллизации смол условиях. Однако сегодня, не каждый столярный цех может себе позволить такой продолжительный период инкубации древесины.  Если древесина имеет достаточно большие размеры (брус для строительства срубов), процесс сушки может потребовать изрядное количество времени. В случае, когда речь идёт о большом непрерывном производстве, такие сроки сушки просто не допустимы. Именно по этому, в больших цехах применяется “промышленный” способ сушки древесного массива. Этот способ заключается в том, что древесина загоняется в печь, где влага, по сути дела, просто “выпаривается” из древесного массива. Вода просто закипает в нутрии древесины и, не имея возможности пробиться наружу сквозь панцирь годичных колец, с шипеньем и пеной выходит с торцов заготовки, вымывая собой около восьмидесяти процентов драгоценных, содержащихся в древесине смол. Таким образом, процесс сушки существенно ускоряется, но как вы думаете, имеет ли прежнюю ценность такая “обескровленная”, “мумифицированная” древесина? Конечно же, нет, ибо кристаллизироваться в ней уже, практически, нечему. Именно из такой “обескровленной” древесины изготавливаются дешёвые музыкальные инструменты, дешёвая мебель, а так же такие расходные материалы, как половая доска, вагонка, строительный брус и тому подобное. Проще говоря, изделия из древесины, широкого потребления. Тем не менее, мы всегда имеем возможность заказать всё, то же самое, но только из древесных массивов, прошедших настоящую, естественную обработку временем. Но стоить такой заказ будет уже куда дороже! И теперь мы с вами знаем, почему такая существенная разница в цене материала.

            Rommualdo Berdini

 


Понравилась статья? Поделись с друзьями!